Культура

Художник, что рисует движение

5-02-2016, 23:41

Художник, что рисует движениеВ одном из выставочных залов НМ РК состоялось открытие новой выставки «Парад характеров» краснодарской художницы Натан (Шевченко Наталья Николаевна).

Основу выставки составили реалистические и легендарные образы одного из животных. Природа не является фоном в картинах. Художник приглашает зрителя погрузиться в размышления о мире природы, животных, их нерасторжимой связи. В представленных на выставке работах видишь интересное, яркое понимание природы через образы быков, являющихся одним из первых священных символов человечества

Приходит мысль, что подобная интерпретация автора — это целая портретная (одиночная, групповая) галерея работ под названием «Движение. Быки». Что толкнуло автора обратиться к данной теме: культовая семантика, философская подоплека, мистический смысл? Возможно, желание передать органическую взаимосвязь природы и животных, их слитность, а не раздельность?

Сначала возникает некий образ. По мере знакомства с работами образ приобретает твердые очертания, приходит убеждение, что тебе это нравится. Это — знак соприкосновения с внутренним миром художника. Потрясающее чувство формы, широкие мазки, уверенный акцент на движение, повороте головы, взгляде.

Автор передает характер животного, он — почти натуралист, изучивший их повадки, нравы. Наряду со стремительным движением выражена глубина в статике, твердь, непоколебимость, в цвете — мощная сила.

Среди работ привлекает внимание «семейный» портрет в нестандартном решении. Мягкий колорит, в центре композиции — «глава» семьи. Изображением Луны над его головой подчеркнута сакральность темы. Работа наполнена теплотой чувств, позитивными эмоциями.

Опираясь на свой жизненный опыт, знания, Натан создает собственную версию неразрывной связи времен, через осмысление мифологии, пронзившей душу и сердце автора, ее внутренний мир.

Картины отсылают зрителя к античной мифологии, к средневековым легендам. В разных образах древнего символа содержится некая тайна существования, художник рождает в нас воспоминания о былом культе, по-своему возрождая его, стирая пространственные и временные рамки.

В изобразительном искусстве образ быка был весьма популярен в древности. Как символ жизненной энергии, бык наряду с лошадью изображался в наскальной живописи многих народов мира.

На полотнах мастеров эпохи Возрождения ожили сцены из античных мифов, представляющие борьбу воплотившегося в быка бога Ахелоя с Геркулесом и Тесея с человекобыком Минотавром; поклонение Золотому Тельцу; похищение Европы и т. д.

И вот сегодня древний образ, зазвучав по-новому, получил новое развитие, новое воплощение, созданное руками хрупкой художницы.

Названия работ всегда имеют авторский подтекст, заставляют видеть произведения глазами автора. Взыскательный зритель не найдет определенную художественную школу, любитель увидит выигрышные пропорции, выразительность линий, лаконизм плакатность.

Главное ощущение, что у автора нет желания понравиться всем и каждому. Натан сумела выйти из обыденных рамок и выразить собственную индивидуальность в творчестве, стать непохожей на других. Свободный художник, не связанный условностями направления или объединения, работает для себя, для собственного самовыражения, не на потребу или продажи.

Выставка получилась цельной, с определенными стилевым и тематическим направлениями.

Прирожденный художник, с исключительно самобытной рукой, манерой, стилем, что говорит о ярком, независимом творческом характере — и это все о Шевченко Наталье Николаевне — Натан, смело заявившей о себе в художественном мире современного изобразительного искусства.

Текст: Дорджиева Мария, Искусствовед. Национальный музей имени Н. Н. Пальмова

Список работ «Движение. Быки» (слева направо)

Стена 1. Серия «Движение. Быки»

1. «Путь»
2.«Легион»
3. «Водопой»
4. «Быки»
5. «Видение» (серия «Анна Каренина»)
6. «Сквозь» (серия «Анна Каренина»)
7. «Всплеск» (серия «Анна Каренина»)
8. «Чаша» (серия «Анна Каренина»)

 

Центральная стена 2: Серия «Парад характеров»

9. «Джуди»
10. «Родольфо, известный Волк»
11. «Иллюзионист»
12. «Следопыт»
13. «Сосед Флоид»
14. «Джуди, жена ковбоя»
15. «Ковбой»
16. «Дарси»
17. «Вайлес, внучка ковбоя»
18. «Факир Вито»
19. «Крошка Эллен»

 

Стена 3: Серия «Движение. Быки»

20. «Быка за рога»
21. «Родео»
22. «Бык»

 

Выступ стены:

23. «Вперед»
24. «Урожай»
25. «Бега быков»

 

26. «Путники» (в нише)

27. «Движение» ( окно-стена)

Фойе: (слева направо от этнографии)

Стена 1

28. «Родео — спорт»
29. «Родео на ранчо»
30. «Бык-Пегас»
31. «Родео», 2013
32. «Праздник», 2014

 

Стена 2

33. «Эпифиз», 2014
34. «Философия буддизма», 2015
35. «Скачок», 2014

 

Продолжение Стены 2

36. «Формула 1», 2015
37. «Переговоры», 2015

 

Стена 3:

38. «Забег», 2014
39. «Рефлекс», 2015
40. «Разбудить», 2014 (серия «Анна Каренина»)
41. «Одномерность», 2014 (серия «Анна Каренина»)
42. «Бой быков», 2014 (серия «Движение. Быки»)

 

На оконной витрине охраны:

43. «Прерия», 2013
44. «Саванна», 2013

 

ИТОГО: 44 предмета

Краткий экскурсионный рассказ

Стена 1. Серия «Движение. Быки»

Краснодарский художник Шевченко Наталья Николаевна, известная под творческим псевдонимом Натан, впервые представила на суд калмыцких зрителей свои работы, объединенные под общим названием «Парад характеров».

Родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1974 г. в семье художников.
Первое образование получила в медицинском институте, затем был Кубанский университет (психология). Работала по специальности в организованном ею образовательном центре в городе Краснодар.

 

Начинает рассказ особенно любимая и наиболее многочисленная серия «Движение. Быки». Открывается выставка работой «Путь», в которой изображены устремленные в одном направлении сова и бык, им по пути.

Вспоминается детский стишок Андрея Рэина:

Сова плыла как облака,
И на себе несла быка.
А бык мычал и все кричал:
Давай скорей на карнавал!..

 

Открывает «карнавал»… бык. В глубокой древности он почитался многими народами в качестве священнoгo животного, являл собой воплощение могущественной, грозной силы, божественной и царственной власти, cтuxийных проявлений природы, также плодовитости.
С падением язычества и наступлением христианской эры происходит развенчание культа могучего животноrо. В эпоху Средневековья бык олицетворял такие человеческие качества, как тepпение, трудолюбие и упорство в дocтижении цели. Однако со временем позитивная символика быка продолжала неуклонно падать, и к настоящему моменту не осталось и тени величия древнего символа. В сознании современного человека образ быка ассоциируется с упрямством, слепой яростью и разрушительной силой. Такую поразительную деградацию претерпел когда-то столь уважаемый символический образ.

 

Мноrие боrи принимали облик священных быков: еrипетские Апис, Бухис и Пта, вавилонский Ил, rpeческие Зевс, Посейдон и Ахелой, а индуистский Шива ездил верхом на мудром быке по имени Нанди.

На Тибете существует любопытная леrенда, посвященная грозному божеству Чойджалу-Яма — повелителю ада и rлавному судье над душами умерших. Первоначально Чойджал был обычным смертным, который дал обет провести в отшельничестве 50. Коrда до истечения срока обета оставался один день, в пещеру наrрянули rрабители с украденным быком. Воры отрубили rолову быку и отшельнику, ставшему свидетелем их преступления. Тут же Чойджал восстал из мертвых, схватив бычью rолову, надел ее на свои плечи и превратился в aдcкoro демона. С тех пор Чойджал неумолимо преследует всех вparoв \Учения (маска Ямантаки, победителя Ямы-представлена в зале «Буддийское искусство»).

На минойском Крите свирепый боr-бык Минотавр, олицетворял разрушительные силы природы. Ero rрозное мычание ассоциировалось с ревом разбушевавшеrося моря, а топанье копытами и трясение роrами с сильным землетрясением. Чтобы умилостивить разъяреннoro боrа, жители Крита приносили ему жертвы.
Из ветхозаветной литературы явствует, что древние евреи тоже длительное время поклонялись священному быку в образе Золотоrо Тельца. Евреи поклонялись тельцу и как культовому животному. Моисей повел против языческоrо культа непримиримую войну. Низверrнув идол Золотоrо Тельца, он «…взял тельца, которого они сделали, и сжеr ero в orнe, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал пить сынам израилевым» (Исх. 32: 20). В этом предании отразилась реальная борьба против языческоrо культа быка, существовавшеrо у семитских нapoдов.

 

В изобразительном искусстве образ быка был чрезвычайно популярен уже в самой седой древности. Как символ жизненной энергии, бык наряду с лошадью изображался в наскальной живописи мноrих народов мира.
На полотнах мастеров эпохи Возрождения ожили сцены из античных мифов, представляющие борьбу воплотившеrося в быка речноrо боrа Ахелоя с rеркулесом и Тесея с человекобыком Минотавром; поклонение Золотому Тельцу; похищение Европы и т. д.
Ики-Бухус- «Большие Быки».Название поселка в Малодербетовском районе Калмыкии. Самая северная точка Калмыкии. Бухусы как племя, известны еще с глубокой древности. Они упоминаются в «Сокровенном сказании монголов», «Летописях» Рашид-ад-Дина. Народная память сохранила предания: селение названо в честь братьев из рода Бухус и  Ики-Бухус. Родина великого джангарчи Ээлян Овла.

 

«Легион»
В переносном смысле, по типу рода римского войска, художник назвал работу, где в полной мере демонстрируется мощь, сила величественных животных. Возможно, это «центурионы» «бычьей армии» — основа и костяк стада.
«Водопой»

 

«Быки». По признанию автора — это «ее семейный» портрет, в котором изобразила свою семью.

В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3-2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях Бык, прежде всего, образ лунного божества.

Культ быка был тесно связан и со мноrими друrими дpeвними боrами солнца, луны и неба.

«Второе» знакомство с романом Л. Н. Толстого «Анна Каренина» вылилось в серию, где запечатлела собственные ощущения от прочитанного по-новому, от главной героини с ее драмой — через призму любимого образа:

«Видение» (серия «Анна Каренина»)
«Сквозь» (серия «Анна Каренина»)
«Всплеск» (серия «Анна Каренина»)
«Чаша» (серия «Анна Каренина»)

 

Центральная стена 2: Серия «Парад характеров»
Стена 3: Серия «Движение. Быки»

 

«Быка за рога»

«Родео»

Кто не слышал о родео? Родео на быках -североамериканский вид спорта, который был введен в современную жизнь американскими и мексиканскими ковбоями.

Зародилось родео как обычная ковбойская работа-служба тех, кто «ходил за коровами», ухаживал за ними, пас, отлавливал, клеймил и даже приручал! Первые упоминания о таком виде объезда лошадей и быков (а именно с этого всё начиналось) относятся еще к 1700 году. Первыми наездниками были испанцы, а именно- конкистадоры

«Бык»
«Вперед»
«Урожай»

 

«Бега быков»

Самое первое соревнование такого типа было проведено в городке Прекос (Северная Америка) в 1883 г. Другое название этих состязаний — скачки. Они бывают двух видов -на быках и на лошадях.

«Путники» (в нише)
«Движение» (на окне)

 

Фойе: (слева направо от этнографии)
Стена 1

 

«Родео — спорт»
«Родео на ранчо»

 

Спортивное родео — сейчас это оригинальное экстремальное шоу.

Когда-то американцы вкладывали средства в развитие территорий Техаса, Калифорнии и  Нью-Мехико. Новые территории способствовали возрастанию поголовья крупнорогатого скота. Животноводческий бум достиг своего пика после Гражданской войны Севера и Юга. Владельцы хозяйств организовывали длинные перегоны скота до перевалочных баз, откуда потом животные доставлялись железной дорогой на восток. То были золотые годы для ковбоев, кто жил на ранчо и гонял скот.

В США и Канаде под ранчо подразумевается любая ферма, расположенная в сельской местности. Основная экономическая специализация ранчо- скотоводство, в первую очередь крупный рогатый скот.

В смысловом плане, первой является картина «Родео на ранчо». Мы видим немолодого ковбоя, занятого привычным трудом. Фигура ковбоя обладает профессиональной устойчивостью. Увлекаемый инерцией броска бык падает. Остается лишь преодолеть напряжение задних копыт. И в этой устойчивости момента человек и бык равны.

«Бык-Пегас»

Тетраморф — 4-хобразное, крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с 4 лицами: человека, льва, быка и орла. Позднее эти животные были истолкованы как символы 4-х евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии: Матфей в образе Ангела, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Каждый из них держит Евангелие.

Крылатый человекобык.

Шеду — шкмерско-аккадской мифологии — дух-хранитель человека. В искусстве изображается в виде существа с телом быка (льва) с орлиными крыльями и человеческой головой.

В Ассирии фигуры человекобыка охраняли государственные сооружения и въезды в города. Изваяния грозных крылатых быков имели магическую, охранительную функцию.

В христианстве бык олицетворяет жестокую силу и является эмблемой святого Евстафия и Святой Теслы. Фантастическое животное, напоминающее быка с крыльями — символизировало летнее солнцестояние.

«Родео», 2013

Безусловной удачей следует считать работу Натана «Родео Драйв». В небрежности жеста молодого ковбоя, не столько борющегося с быком, сколько играющего, сотрудничающего с животным, раскрывается глубокий исконно-религиозный смысл спорта вообще и тавромахии в частности. Спонтанный выброс энергии неозабоченный незапятнанной плоской прагматичностью несет психоделический заряд, просветляющий душу участника состязания равно как и зрителя.

Счастлив и благословен тот, кто скользит, едет, дружески обняв рога судьбы.

Популярность родео сегодня очень велика и продолжает расти. Это связано не только с возможностью в наш век «каменных джунглей» соприкоснуться с неувядающей легендой о Диком Западе, но также тесно переплетено с любовью к животным, желанию соревноваться и быть лучшим, эйфории от участия (или даже простого присутствия) в грандиозном зрелищном шоу.

«Праздник», 2014

По окончанию перегонов новые американцы, именуемые «ковбои», устраивали между собой соревнования в разных видах пастушьих забав. Из таких забав и зародилось современное родео.

Стена 2

«Эпифиз», 2014

Эпифиз. Анатомически эпифиз — это шишковидная железа-небольшой орган, выполняющий эндокринную функцию. Ее функцию открыли последней. Глубокое расположение эпифиза в мозге, казалось, указывало на его значимость. Это привело к восприятию его в качестве «мистической» железы, вокруг которой сложилось несколько метафизических теорий. В течение нескольких столетий эпифиз рассматривался в связи с душой. Рене Декарт назвал эпифиз «вместилищем души». Британские ученые изобрели устройство, стимулирующее шишковидную железу (яркий мигающий свет, направленный на закрытые глаза пациента). Действие света при музыкальном сопровождении погружает пациента в состояние, аналогичное медитативному трансу.

Так и на полотне — душа- в образе невесомого человека с распростертыми руками- воспряла над землей, над суетой

«Философия буддизма», 2015
«Скачок», 2014

 

Продолжение Стены 2

«Формула 1», 2015
«Переговоры», 2015

 

Стена 3:

«Забег», 2014
«Рефлекс», 2015
«Разбудить», 2014 (серия «Анна Каренина»)
«Одномерность», 2014 (серия «Анна Каренина»)
«Бой быков», 2014 (серия «Движение. Быки»)

 

Коррида — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах.

Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать». Приблизительно смысл словосочетания corrida de toros можно перевести как «бег быков». Испанцы в обиходе называют корриду просто toros, то есть «быки».

На оконной витрине:

«Прерия», 2013

Степи, покрывающие всю центральную часть Северной Америки, называются прериями. Долгое время прерии считались безжизненными территориями, и лишь в конце XIX в. американские колонисты обнаружили, что эта земля плодородна, а фауна богата и разнообразна. Так началось освоение прерии, большая часть которой сейчас превратилась в фермы и скотоводческие ранчо.

«Саванна», 2013

Равнину, покрытую травой в Северной Америке, называют прерией, в Южной Америке — пампой, в Африке — саванной, в Евразии — степью.

Саванны- это обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. Саванны свойственны собственно Южной Америке.

В контексте: