Культура

Выставка краснодарской художницы Н. Шевченко прошла в Астане

10-08-2015, 08:24

Выставка краснодарской художницы Н. Шевченко прошла в АстанеВ Российском центре науки и культуры накануне Дня рождения столицы открылась выставка «Прикосновение к реальности» художницы из Краснодара Натальи Шевченко, чей творческий псевдоним Натан и необычные картины известны не только на родине, в России, но и в Европе. Рассказом о своей профессии и о рождении сюжетов художница поделилась в эксклюзивном интервью с корреспондентом «НП».

Выставку открыли Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Казахстане Михаил Николаевич Бочарников и руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане Виктор Леонидович Нефедов. На вернисаж были приглашены представители дипломатического корпуса, художественной общественности столицы.

— Наталья, пожалуйста, расскажите о концепции выставки?

— В Астану меня пригласили по линии российского посольства в Казахстане, чтобы популяризировать русское искусство по теме русского балета. Я привезла коллекцию своих картин на темы балета, Анны Карениной и захватила несколько картин на тему анималистического жанра — серию «Быки». Хотя это не значит, что я очень люблю это животное. Быки, как ни странно, для меня являются олицетворением внутреннего стержня, их можно назвать силой воли, внутренним двигателем, который находится в каждом и подвигает его на свершения.

— То же самое и с картинами на тему балета?

— Из этой коллекции первая работа была создана на тему Сергея Дягилева. Потом меня настолько увлекла его биография, что я пошла дальше, стала изучать его жизнеописание по другим различным источникам. Но не только. Эти поиски меня подтолкнули к изучению и других биографий в балете, в результате стали появляться образы из мира балетных фантазий. Вот, например, картина «Мастер и Маргарита». Такого балета нет. Может, пока нет. Но мне такой сюжет пришел в голову, и я захотела его воплотить. Я ведь художник, который если не рисует и не пишет, начинает заболевать. Раньше это был диптих, «Мастера» купили, сейчас осталась «Маргарита».

— Как вы стали художником?

— У меня родители — художники, и так сложилось, что я еще в детстве поняла, что у художников своеобразная жизнь и свои взгляды. Поэтому я никак не рассчитывала стать художником. У меня первое образование — медицинское, хотя и не сложилось стать врачом, потому что я переехала в Краснодар из родного Ленинграда. Там я окончила факультет социальной психологии и довольно успешно работала по этой профессии. Но странным образом у меня всегда была мастерская, где я не забывала посвящать время просто рисованию, не собираясь становиться профессиональным художником.

— Значит, судьба сама вас привела снова на этот путь?

— Да, и быки. Они меня словно вывели на эту дорогу снова. В данном случае для меня они стали божественным откровением. Ведь я очень нерешительный человек по природе, вот и рисовала, наверное, поэтому быков. Получается так, что, когда есть проекты, но у тебя не хватает смелости для их осуществления или  чего-то еще подобного, ты начинаешь искать этот двигатель где угодно. И поскольку у меня склад ума  все-таки художественный, мне нужен толчок не извне, а изнутри. Вот символ быка и взял на себя эту роль. Когда я его рисую, у меня появляется азарт вдохновения, профессиональная злость, и я делаю первый шаг.
Даже когда меня пригласили по линии посольства на эту выставку, я долго сомневалась. Ведь это другая страна, мне предстоит ехать и отвечать за все одной, потому что муж у меня очень занятой человек. И вот тогда именно он мне подсказал, чтобы я успокоилась и нарисовала быка, тогда все встанет на свои места и поездка состоится.

— Пару слов о колорите в ваших картинах?

— Не смогу, наверное, объяснить. Я рисую свои картины изнутри, из души. Для меня это самовыражение. А так я очень люблю синий цвет — и в жизни, и в картинах. Потом я могу начать их переделывать, когда замечаю, что становится очень много синих работ. И еще я люблю голубые оттенки, бирюзу.

— Вернемся к балету. Как родилась ваша серия работ на эту тему?

— Я посмотрела кинофильм про артиста балета Нижинского, где ему противостоял злодей Дягилев. С Нижинским мне все стало ясно, с Дягилевым — нет. Тогда я написала первую картину, посвященную ему, и с нее пошли все остальные работы на эту тему, потом, перед Олимпиадой в   Сочи-2014, я впервые выставила свои работы. Там их заметили и предложили оформить ими интерьер одного из отелей до начала Олимпиады. Так у меня забрали 150 картин.

— Как вы отреагировали на такое событие?

— Обрадовалась. Ведь я   все-таки не художник. Я пишу свои картины и дарю. А тут мои первые картины, которые стали покупать. И тогда я решила остановиться на той мысли, что буду писать их дальше.

— Какие задумки вы реализуете сейчас?

— Я все так же занимаюсь творчеством и создаю проект «Русская игрушка». Там будут задействованы дети, которые играют с образцами древнерусской игрушки. Если это кукла, она будет сделана из сена, из лоскутков, из пряжи. Если это свистульки, то из глины или из дерева, и расписаны они будут по образцам искусства Древней Руси. Для меня это стало внутренней потребностью — рассказывать об искусстве моей страны. Сейчас в России очень много делается для того, чтобы русский народ мог вспомнить свои истоки, не забывать свою историю, свои корни.

— Вы создавали картины по мотивам  каких-либо литературных произведений?

— Да. Это картина «Лилит», кстати, такого балета тоже нет. Или вот серия картин, посвященных Анне Карениной, которую я написала умышленно безликой. Там же присутствуют и быки — вся ее страсть, которая ее и погубила. Но я бы хотела обратить внимание еще на одну картину из мира балета «Майя Плисецкая». У меня будет в декабре выставка в Мадриде, посвященная 90-летию этой балерины. Так вот, создавалась эта работа очень необычно — я писала сюжет на совершенно другую тему, как вдруг мне странным образом захотелось написать портрет этой знаменитой женщины. А поскольку я очень хорошо знаю ее биографию, то вспомнила о первой постановке, после которой Плисецкую взяли на сцену Большого театра, о балете «Жизель». Но я написала ее не сразу, пришлось «промучиться» дня три, сопротивляясь сюжету. В мастерской, как ни странно, не оказалось ни одного чистого холста, пришлось взять старую работу с символическим названием «Я не ушел». Там был изображен кот, который шел в поле и оборачивался к зрителю.  Когда-то в этом образе я выразила свое отношение к окружающему миру. Все равно художник так или иначе на все свои картины себя «кидает». Она умышленно у меня получилась в изумрудном тоне — цвете вечности, название я оставила. И через девять дней Плисецкой не стало.

— Вы говорите, что художник себя выплескивает на холст?

— Все мои портреты, кроме Майи Плисецкой, — персонажи вымышленные, они сначала живут в моей голове, потом — на холсте. Да и вообще я во всех картинах выражаю себя. Вот, например, картина «Кармен» — яркая, страстная, это я в период своей влюбленности. Или вот я — балерина, и вокруг  демоны-искусители, а вот тут девушка в позе эмбриона рассказывает о том, что в период создания этой работы было рождение  чего-то важного в моей жизни.

Фото: Влад Бородин
Текст: Ольга Шишанова
Источник: Газета Астаны «Новое поколение» июнь, 2015

В контексте: