Культура

Взгляд на Сцену

10-09-2013, 17:38

Взгляд на СценуСпектакли Свердловской музкомедии глазами фотохудожника Виталия Пустовалова.

Актер Сергей Гамов о Виталии Пустовалове:

«Этот мир театральных мгновений Виталия Пустовалова, запечатлевших моменты страсти, эмоций, вдохновения, что-то восполняет в нем самом — на вид очень сдержанном и, казалось бы, совершенно не подверженном страстям и эмоциям… Но это видимое обманчиво… Театральные мгновения потому так необходимы ему, что в них, подобно актеру, от самовыражается, обнажая свой внутренний мир по воле вдохновения».

ВИТАЛИЙ ПУСТОВАЛОВ

Творческое кредо: «Глазам должно быть вкусно — мыслям просторно».

Родился в 1953 году. В Екатеринбурге, в 1975 закончил УПИ.

Персональные выставки проходили в городах: Москва, Екатеринбург, Волгоград, Норильск, Омск, Челябинск.

Участник областных, всероссийских, международных выставок.

Автор фотоафиш, плакатов, буклетов, календарей, книг, компакт-дисков.

Художественные фотоработы находятся в частных коллекциях и галереях Голландии, Германии, Франции, Норвегии, США, Израиля, Венесуэлы, Швеции, Швейцарии, Канады.

Член СТД РФ. Член секции театральных художников Екатеринбургского отделения СТД РФ. Художник-фотограф Свердловского академического театра музыкальной комедии, Свердловского академического театра драмы, фотостудии «Люмограф».

Неслучайное и не совпадение — открытие выставки театральной фотографии в фойе Зимнего театра Сочи 12 сентября, за две недели до другого Открытия -27 сентября начнутся большие гастроли самого известного коллектива российской провинции — Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии из Екатеринбурга.

Фотохудожники любят театр. Жизнь на сцене ежесекундно балансирует на грани реальности и вымысла, и это ли не высшее искусство — остановить такое мгновение одним точным кадром, зафиксировать и поделиться этим чудом со своими зрителями?

Витали Пустовалов — опытный охотник за сценическим чудом — его взгляд обращен на Сцену больше двух десятилетий. Со Свердловской музкомедией он постоянно сотрудничает с 1996 года и готов поделиться некоторыми «секретами».

Итак, с чего начинается работа театрального фотографа? Со знакомства с произведением! Прочесть пьесу и услышать музыку — необходимо. От полутора до трех месяцев идут репетиции нового спектакля, и фотограф — обязательный гость на всех этапах: он подслушает пояснения режиссера, рассмотрит со всех сторон макет сценографа, «пристреляется» к актерским мизансценам — все ради одного: постичь Замысел создателей спектакля.

Самый «плодотворный» этап — когда новый спектакль начинают репетировать на сцене — уже с декорациями, в костюмах, со сценическим светом. Фотографу никто не мешает — пока в зале нет публики, он свободен — может двигаться, искать ракурс, подниматься на самую галерку или «заглядывать» искоса», из лож… Но и это еще — подготовка к главной работе.

И вот — премьера. Один показ, другой, третий. И фотохудожник каждый раз выбирает одну из «пристрелянных» на прогонах точек, садится в засаду и — охота на «свой взгляд» начинается. Необходимо помнить — театральная съемка — это съемка БЕЗ ВСПЫШКИ! Использование вспышки во время спектакля категорически запрещено. В музыкальном театре фотографу работать сложнее, чем, скажем, в театре драматическом.

Актеры музыкального театра гораздо «подвижнее», танцевальнее, и пару минут подряд не усидят на месте. Как волны на морской берег, то и дело «накатывают» на сцену «массы» — артисты хора и балета. И все — поют! Сфотографировать поющего человека — невероятно сложно. Но тут есть профессиональный секрет: максимального художественного эффект можно достичь, если снимать не поющего, а… слушающего, сопереживающего! «Отзеркаленная эмоция» — фирменное изобретение Виталия Пустовалова.

Чтобы «поймать» единственно нужный кадр иногда приходится «сидеть в засаде» три, четыре, а иногда и шесть-семь показов одного и того же спектакля подряд. Зато когда удается «остановить» то самое театральное мгновение — это счастье. Это — красота. И это — собственный «Взгляд на сцену» Виталия Пустовалова.

Театральная фотография в цифрах и фактах:

До наступления эры цифровых камер для съемок одного действия средней продолжительности спектакля было необходимо не менее 5 катушек фотопленки по 36 кадров.

При съемке одного действия спектакля сегодня фотограф делает от 500 до 800 кадров, которые «весят» пример 8 МБ.

С 1986 года В. Пустовалов запечатлел около 60 новых постановок Свердловской музкомедии.

Самыми «фотогеничными» спектаклями за эти годы В. Пустовалов считает постановки «Екатерина Великая» и «Мертвые души» (которые увидят в Сочи!).

Самой сложной сценической «натурой» оказался спектакль «Синяя Борода».

Самым интересным с фотохудожественной точки зрения В.Пустовалов считает артистов с живой и богатой мимикой — возглавляет этот список солист Свердловской музкомедии Павел Дралов.

На фотовыставке «Взгляд на сцену» представлено почти 60 работ, на которых запечатлены театральные мгновения 10 спектаклей Свердловской музкомедии, в том числе представленных на афише предстоящих Больших гастролей театра в Сочи-2013.

В контексте: